Виды и основные жанры публичных выступлений
Обучение ораторскому мастерству
Узнать подробнееСодержание
- Особенности публичных выступлений
- Типы и виды выступлений по цели
- Стили выступлений по форме
- Правила публичного выступления
- Приемы публичного выступления
- Начало и окончание выступления перед аудиторией
- Возможные ошибки спикеров
- Психология выступлений перед людьми
Что такое публичное выступление? Публичные выступления – это не просто речь оратора с одним или несколькими слушателями. Это не разговор на площади, где порой одним жестом можно усмирить нахала или, наоборот, одной улыбкой расположить всю новую кампанию. Существует целая классификация публичных выступлений, без которой невозможно постичь теоретические азы ораторского мастерства. К ней относятся виды публичных выступлений по цели и по форме.
Особенности успешных публичных выступлений
Речь оратора – это вид деловой коммуникации, содержит убеждающее, воздействующее обращение к публике. От монолога Гамлета, который произносит актер на сцене, публичное выступление отличается двусторонним общением и наличием цели. Оратор взаимодействует с публикой, прислушивается к ней, отвечает на вопросы. Большинство исследований показали, что эффективность восприятия информации зрителями только на 7% зависит от тех слов (вербалики), которые произносит оратор в ходе выступления. Гораздо больше внимания приковывают поза, жестикуляция и характеристики голоса (невербальная коммуникация).
Цели публичного выступления: донести конкретные сведения, пояснить, пробудить интерес, дать толчок к действию, вдохновить и т. п. Можно выделить особенности публичного выступления, которые объединяют оратора и публику, а также следуют из взаимодействия между ними. Оно несет объективно-субъективную направленность и является элементом совместного сотрудничества.
Общие особенности публичного выступления:
- Обратная реакция аудитории. Оратор во время выступления имеет возможность наблюдать отклик публики на свою речь, а также видеть изменения в ее настроении. Зрительный контакт, мимика, озвучивание вопросов аудиторией позволяют оратору понять настрой, желание слушать и уровень проявления интереса посетителей. Получая обратную связь, он в любое время может откорректировать свое выступление. При установлении взаимодействия с аудиторией монолог оратора превращается в диалог с публикой.
- Устная речь. Отличительной чертой устного публичного выступления является общение между слушателями и выступающим. Его необходимо ориентировать на целевую аудиторию, важна легкость в понимании доносимой информации. Словесное выступление имеет множество преимуществ над письменным, так как публикой усваивается 90 % устного материала.
- Связь литературы и устной речи. Несомненно, оратор должен подготовиться к выступлению, обдумать свою речь, подкрепить ее фактами. Но перед слушателями он часто отступает от заготовленных слов, так как пытается придать речи эмоциональную окраску и подстраивается под ее настроение. То есть во время публичного выступления оратор перестраивает печатный текст в красочный разговорный жанр.
- Средства общения. Можно выделить невербальные и вербальные средства общения. К первым относятся жесты, мимика, интонация и т. п. Умение публично выступить выражается в соблюдении речевой культуры и этики и умению сдерживать волнение.
Помните, для того, чтобы выступление прошло максимально полезно для слушателей, а спикер чувствовал себя комфортно, рекомендуется создать свой чек-лист для подготовки и проведения выступления или воспользоваться пометкой:
Определиться что, кому и зачем рассказываем.
-
- Цель выступления. Кто слушатели и чего они хотят.
- Какие должны быть критерии наилучшего результата по 10ти бальной шкале.
- Чего спикер ждет от аудитории.
- Какие договоренности устроятне устроят спикера.
Составить план рассказа и отрепетировать.
-
- За несколько дней краткий план того, что рассказываем.
- Прогон перед тестовой аудиторией или зеркалом (можно записать на видео).
- Обратная связь и разбор ошибок.
- Список того, что понадобится для выступления (данные, ссылки, флипчарт, маркеры, раздатка и т. д.).
Собрать структуру выступления.
-
- Понятное введение.
- Описание проблемы.
- Готовое решение или список вопросов для его поиска.
- Призыв к действию или формат плана активностей.
- Написать тайминг, разбить его на основные блоки.
- Заложить дополнительное время на вопросы.
- Состыковать структуру, устный рассказ и визуализацию.
Генеральная репетиция.
-
- Голос.
- Осанка.
- Визуальный контакт.
- Шпаргалка для спикера (можно использовать карточки с текстом).
Перед выступлением.
- Выспаться.
- Распечатать материалы (если необходимо).
- Тщательно заранее подготовить одежду, обувь, косметику.
- Выделить время на сборы.
- Посмотреть дорогу до места проведения.
- Взять планшет или карточки для выступления, флэшку с презентацией.
Типы и виды выступлений по цели
Язык и стиль публичного выступления, его структура, эмоциональная составляющая и подбор выразительных средств, которые могут существенно отличаться друг от друга, напрямую зависят от цели. Например, доклады, анализы или дипломные работы зачитываются ровным безэмоциональным тоном, стиль изложения – деловой, содержание – сухие факты и цифры. Поздравление или тост зачитываются в торжественном стиле, адресно, с использованием яркой образной речи, юмора и художественных средств выразительности.
Подготовку к выступлению следует начинать с постановки конкретной цели. Цель должна умещаться в простой глагол: разогреть, развеселить, убедить, заинтересовать, проинформировать и т. д.
Так, к примеру, разделяют следующие виды публичных выступлений по цели:
- Информационное публичное выступление. Когда выступающий человек имеет целью донести определенные сведения и знания до слушателей, то такое публичное выступление называют информационным, при этом крайне важно вызвать у публики заинтересованность в услышанной информации. Используйте простейшие описательные техники, исключите сложные к пониманию материалы, постарайтесь донести актуальные сведения по раскрываемой вами теме. Информационные публичные выступления в жизни часто используют в сфере научной деятельности в виде лекций и докладов.Цель такого выступления изложить определенную информацию. Нам привычнее называть такой вид выступлений докладом, сообщением, учительским монологом, лекцией, ответом ученика или студента.
- Соблюсти определенный протокол или этикет поможет протокольно-этикетное публичное выступление. Для аудитории в таком публичном выступлении важную роль играет не столько содержание речи, сколько эмоциональный настрой и поведение оратора. В протокольно-этикетном общении уместно проявлять чувство юмора (исключение составит речь, подготовленная для выступления на похоронной церемонии).Оратору и участникам такого выступления следует четко соблюдать процедуру его ведения: приветствие делегации, возможные поздравления, торжественное вступительное слово, хвалебная речь в адрес официального лица или организации, произнесение тостов.
- Развлекательное выступление. Выступление развлекательного характера нацелено на поднятие настроения и приятное времяпровождение публики – обязателен юмор, при этом важно не обидеть слушателей. Старайтесь использовать в развлекательной речи собственные самоироничные примеры. Главное, чтобы мероприятие было запоминающимся.Цель которого скорее развеселить публику колоритными байками, забавными тостами, поделиться казусами, поэтому и форма публичного выступления в данном случае может быть нестандартной (митинг, банкет, корпоративная встреча).
- Убеждающее публичное выступление. Такие тексты публичных выступлений применяют к слушателям, которых нужно склонить к чему-либо. Главное убеждение — важнейший критерий качественного публичного выступления для любого оратора.Призвано доказать позицию оратора, а также сделать её легитимной со стороны публики. Такой вид публичных выступлений характерен для политических, научных и общественных встреч с ярко выраженным агитационным и рекламным подтекстом.
Во всех видах выступлений прослеживаются разные стили коммуникации:
Менторский стиль. Подходит для тренингов, мастер-классов и обучения в школе/университете – тогда, когда четко выражена иерархия или экспертность ведущего. Если же спикер выступает в профессиональном сообществе, общается с равными или выше по социальному статусу коллегами и партнерами, необходимо избегать такого стиля и высокомерных ноток. Чем больше общения на равных будет со стороны оратора, тем быстрее и надежнее будет выстроен контакт с аудиторией.
Одухотворяющий формат. Работает, если есть цель убедить или вовлечь людей. Он мотивирует и возвышает людей, вселяя в них веру в свои профессиональные возможности и личностные качества.
Информационный стиль. Ориентирован на передачу слушателям определенных сведений и данных, восстановление в их памяти каких-либо фактов. Он, конечно, не пользуется спросом – в чистом виде это скучно и подходит только, если надо провести формальное собрание или поделиться новостями.
Конфронтационный стиль. Вызывает у людей желание спорить, возражать, дискутировать. Он помогает развить непростую тему. Его чаще всего применяют в ток-шоу и политических дебатах.
Типы публичных выступлений также могут стать смешанными и нести в себе сразу несколько видов по целям: развлекательную и информационную, убеждающую и официально-протокольную.
Стили выступлений по форме
Форма выступления определяется в соответствии с форматом мероприятия. На ее выбор влияет время, отведенное оратору для выступления, и его цель. Это может быть короткое информационное сообщение, длительная и подробная лекция или диалог с аудиторией в формате живой беседы. Ораторское искусство, помимо прочего, включается в себя умение правильно соотносить форму выступления с его содержанием и целью. Когда эти три компонента гармонично дополняют друг друга, речь оратора становится целостной, естественной и органичной. Делить такую речь на составные части затруднительно, т. к. она производит впечатление неделимого целого.